Мысль о создании этой статьи появилась как-то внезапно, во время обычных разговоров с моими русскоязычными друзьями - привычными иммигрантами из бывшего Союза, с округлившимися глазами задававшие один и тот же вопрос: « В Мексике - евреи ?! А что они там делают? » Мы все привыкли думать, что Мексика - это страна древнейших индейских цивилизаций майя и ацтеков, которые дополнились классической испанской культурой, создав современную мексиканскую нацию. Всё это верно, но почему же, бродя по стариным улочкам Мехико Сити, обращаешь внимание на их названия, с такими знакомыми еврейскими именами, всматриваешься в лица людей, уютно и спокойно расположившихся под зонтиками открытых уличных кафе, откуда доносится совсем непривычный для испаноязычной страны разговор на идиш, читаешь вывески на различных магазинах или рассматриваешь современные неоновые рекламы, пропагандирующие продукты Кошер, наблюдаешь за общественным транспортом, окна и стены которого красочно расписаны голубыми звёздами Давида, и как -то явно начинаешь задумываться о еврейском присутствии на этой мексиканской земле.

Мексика не сразу раскрывается чужеземцу. Рядовой турист, привыкший только к шикарному карибскому побережью этой страны, даже не представляет о всей незаурядности мексиканского народа, небольшую, но очень важную долю которого составляют евреи. Так, кто же они - мексиканские евреи, когда и как они попали сюда, в страну, которая не имела и не имеет иммиграционных программ, страну, в которой 97% населения исповедует католицизм?

Прожив в Мексике более 20 лет, работая в университете, в иммиграционном отделе, в агентстве по продаже недвижимости, открыв собственный туристический бизнес, я встречалась с людьми из разных социальных слоёв мексиканского общества, где существует единое мнение о том, что финансы и экономика страны находится в руках еврейской конгрегации. Американский журнал Forbes в список самых богатых людей мира включил 10 миллиардеров из Мексики, которые сделали свои состояния вполне официально на приватизации объектов госсобственности начиная с 70-х годов. Фамилии этих людей не оставляют сомнений в их еврейском происхождении. Но это всего 10 фамилий, а чем же занимаются остальные 50 тысяч евреев, официально зарегистрированных Центральным Комитетом Israelita города Мехико Сити, роль которого заключается в организации взаимодействия всех еврейских общин, существующих в различных мексиканских штатах. Довольно сложно подсчитать действительное количество евреев на территории Мексики, так как комитет Israelita ведёт учёт только религиозно-исповедующих евреев, живущих по всей стране и являющихся членами ортодоксальных и консервативных синагог. Евреи, придерживающиеся реформистского направления, так же как и нерелигиозные не учитываются мексиканским раввинатом, хотя именно они принимают самое активное участие в культурной и социальной еврейской жизни страны.Таким образом, в Mexico City проживает 40 тысяч евреев, остальные живут в Guadalajara, Monterrey, Tijuana, Veracruz, Puebla и Cuernavaca. Также существуют большие группы людей, которые следуют иудейской религии и регистрируют себя как "Israelites" в официальной переписи населения, но они тоже не признаются раввинатом в Мексике.

История прибытия первых евреев в Мексику переносит нас в далёкий 1521 год. Именно тогда, вместе с испанскими колонизаторами появились здесь первые испанские евреи. Их судьба, как и вся история еврейского народа,- это боль и слёзы целых поколений, это вечная борьба за сохранение национальной идентичности, это проявление стойкости и твёрдости воли, это вынужденная терпимость и насильственное принуждение к крещению. Всё началось в 600-ых годах нашей эры в Испании, когда король Рикардо насильственно предал крещению 90 тысяч евреев. Многие из них тайно продолжали исповедовать иудаизм. Количество крещённых евреев резко увеличилось в 15 веке, во времена правления испанского короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Они развернули массовую кампанию по насильственному крещению. В 1492 году в Испании зверствовала инквизиция. Евреи, исповедающие иудаизм, легко предавались костру. Кому повезло больше, были просто изгнаны из страны. Решившиеся сохранить свою жизнь и землю, перешли в католицизм и стали марранос- это презрительное испанское обращение к крещёным евреям, тайно исповедовавшим иудейскую религию. Так, сами евреи стали называть тех, кто принял крещение и, в переводе с испанского, означает " свиньи ", т.е. поедающие свинное мясо. Именно эти крещёные евреи первыми прибыли в Мексику. Многие из них занимали высокое положение при испанском королевском дворе, успешно занимались торговлей и ассимилировали, забыв свои корни и свою религию. Antonio de Mendoza - вице-король Новой Испании (так называлась Мексика во времена испанской колонии) был представителем тайно-еврейской семьи, и его фамилия Mendoza была самой распространенной между испанскими евреями. В современной Мексике эта фамилия встречается чуть ли не у каждого десятого мексиканца, истинно верующего в своё испанское католическое происхождение. Но, ведь, физическую природу человека так быстро невозможно изменить. Познакомившись поближе со многими мексиканцами - истинными католиками, совершенно ясно можно представить их древнееврейское происхождение, выражающееся в их внешности, в их именах и фамилиях, в совершенно необъясняемых ими самими семейных укладах, когда они зажигают в пятницу свечи, не смешивают мясо с молоком, закрывают свой бизнес в субботу, и все поголовно следуют обряду обрезания, что вошло в привычную практику всех мексиканских госпиталей. И если спросишь их, почему они это делают - всегда один и тот же ответ: "Потому что моя мама так учила нас, а её учила этому её мама". Часто добавляют, что они не настоящие мексиканцы, так как они являются потомками испанской знати. Вот так и живут, ежедневно следуя еврейской традиции, сами того не понимая и считая себя католиками.

Но, были и другие крещёные евреи, которые вплоть до 1821 года тайно исповедовали иудаизм, и с приходом к власти императора Максимилиана открыто вернулись в иудейскую религию. С 1825 года в Мексику стали прибывать евреи из Германии. Этому способствовала внутренняя мексиканская политика, не знавшая антисемитизма. Сам император Максимилиан издал закон о присвоении гражданства всем лицам, исповедующим религию, отличную от католической. До него право на гражданство имели только католики. В 1830 году были построены первые синагоги в Мехико Сити.

Синагога Monte Sinai - одна из первых синагог в Мехико Сити.

С 1867 года стали прибывать евреи из Сирии, Турции, Греции и Ливана. В эти годы попадали евреи из России и Польши, хотя большинство из них иммигрировали в Мексику после Первой мировой войны. В 1884 году мексиканское правительство пригласило многих еврейских банкиров из Бельгии, Франции, Австрии открыть филиалы своих банков на территории Мексики. Таким образом появились новая банковская кредитная система, и новые еврейские поселения. Часто евреи расселялись в самых удалённых мексиканских деревушках, внедряя в их привычную жизнь свои новшества. Открывались частные лавочки, процветала мелкая торговля, появились домашние мастерские по ремонту часов, обувному и швейному делу. Местные жители относились к ним с большим уважением, и евреи отвечали им своими дружескими, соседскими отношениями. Здесь никто не знал их религии и никто не вмешивался в их уклад жизни. Постепенно мелкие торговые лавки превращались в собственные магазины, крупные торговые склады, откуда продукция развозилась по всей Мексике.

Из семейного альбома мексиканских друзей

После убийства русского царя Александра II наблюдался значительный приток евреев из России. Что самое интересное, я встречалась в Мехико Сити с потомками этой иммиграции- людьми 70-80 лет, естественно, рожденными в Мексике, считающими себя коренными мексиканцами и до сих пор вспоминающие названия той домашней кухни, хорошо известной всем нам, и так непривычно произносимой ими. Это всё, что у них осталось от России.

В период с 1921 по 1924 года из-за ограниченной иммиграционной политики Соединенных Штатов, многие европейские евреи опять выбрали Мексику. С одной стороны, эта страна не имела иммиграционных программ, не давала убежище по религиозным или каким-либо другим причинам, но, с другой стороны, и не преследовала людей за иную веру, предоставляя свою землю любому, желающему остаться на ней, разрешая исповедовать свою религию и следовать своим традициям, работать, открывать свой бизнес, учиться в школах и высших учебных заведениях, и даже создавать свои общины. В эти же годы еврейское население Мексики пополнилось выходцами из Турции, Египта и Марокко. Таким образом, к 1934 году в Мексике сложились две большие и разрозненные еврейские общины: Ашкенази и Сефарды. Наряду с государственным испанским языком все Ашкенази говорили на идиш, а Сефарды - на ладино, являющимся одним из диалектов испанского языка. Несмотря на единую веру, всё же различие в языке и влияние культуры и традиций тех стран, где они родились, создали огромную пропасть между двумя общинами, которая существует до сих пор. И сейчас мама-ашкенази советует своему сыну не выбирать в невесты девушку из сефардов потому, что она не знает, как готовить ту еду, к которой он привык с детства. И застольные песни на иврите ашекнази исполняют в европейских мотивах, а сефарды - на том же иврите, но подтягивают как-то очень по-восточному. И оказывается, что это может помешать семейному счастью.

Ашкеназийская община периодически пополнялась за счёт прибытия новых евреев из Европейских стран, особенно в период с 1936 по 1938 год. Один пожилой польский еврей, мой старый друг, хозяин одного из многочисленных кафе, расположенных на самой престижной авениде Presidente Masaryk, бежал из Польши в 38-ом году трёхлетним мальчиком вместе с отцом - единственным, сохранившимся человеком из всей многочисленной семьи, бежали далеко -в Аргентину, а оттуда, через могущественные Анды, голодные и оборванные, как вспоминает мой друг, с одним ботинком на ноге, а другую ногу, укутав просто в кусок тряпки с обмоткой до колена, как могли добрались до Мексики, где их приняла своя община. А сейчас в Мехико Сити, в его очень уютном кафе собирается еврейская мексиканская интеллигенция- врачи, адвокаты, журналисты, преподаватели учебных заведений, ведущие телевизионных программ, артисты, художники, скульпторы. За чашечкой самого ароматного кофе ведутся горячие дискуссии на актуальные темы - и здесь уже всё вперемешку - испанский, идиш, иврит!

Во время Второй мировой войны, Мексика во главе с президентом Lazaro Cardenas нашла возможность принять на своей территории 200 евреев, прибывших с Кубы - страны, которая отказалась их спасти.
На территории Мексики эти люди получили политическое убежище, были приняты еврейской общиной, и нашли здесь свою вторую родину - землю, где могли свободно исповедовать иудаизм, где никогда не наблюдалось антисемитское движение.

Сейчас в Мехико Сити открыты 23 синагоги. Самая представительная синагога Beth El так же является общественным центром ашкеназийской общины. Эта община создала и поддерживает интереснейший в Мехико Сити музей Tuvia Maizel, посвящённый истории мексиканских евреев и Холокосту. Так же началось создание первого в Латинской Америке научного учреждения по истории Холокоста.
Обе еврейские общины уделяют большое и серьёзное внимание образованию своих детей. Обширная еврейская образовательная система в Мехико Сити включает в себя 8 общеобразовательных школ, где преподавание ведётся на иврите, и существует постоянный учебный обмен с Израилем. В самом престижном районе Мехико Сити открыт Еврейский университет, в котором готовят учителей для еврейских школ, расположенных во всех крупных индустриальных городах страны. Самый дорогой частный университет Мехико - Iberoamericana, предлагает специальные программы для еврейских студентов.

Самый шикарный и современно оборудованный спортивный центр города Мехико принадлежит еврейской общине. Он называется Centro Deportivo Israelita (CDI), членами которого могут быть только евреи. Это совершенно закрытый клуб для остальной массы мексиканского населения, и является не только спортивным центром, но и предлагает своим членам самые интересные учебные программы, затрагивающие все сферы социальной и культурной жизни. Здесь имеется собственный театр для взрослых Anajnu Veatem, который уже 30 лет знакомит своих зрителей с еврейским искусством и фольклором через танцы и сценические представления. Часто приглашается фольклорный балет из Израиля, а так же выступает детский хор франко-мексиканского лицея под руководством Guillermo Treisman. Поднявшись на второй этаж этого Центра, можно сразу обратить внимание на его архивный отдел с многочисленными фотографиями основоположников и самых выдающихся посетителей клуба. Даже Голда Меир побывала здесь и её фотография выделяется среди других.

Также невозможно не обратить внимание на тематическую выставку детского рисунка- она такая яркая и привлекательная!

Вообще, побывав здесь, понимаешь очень ясно, что действительно существует еврейская цивилизация на этой древней земле ацтеков. Выйдя из клуба, можно прямо отправиться в кошерный ресторанчик- совсем рядом, а можно и подальше, например, в солнечный и такой жизнерадостный город Акапулько- ведь именно там находится единственный в Мексике отель с действующей синагогой, кошерным рестораном и даже кошерным лифтом. Не зря говорят, что Мексика - уникальная страна!

Между Мексикой и Израилем существуют крепкие, дружеские дипломатические отношения. Шестнадцать молодёжных еврейских организаций на территории Мексики принимают активное участие в расширении федерации Мексиканско-еврейских студентов (FEMUJ) и федерации Сионистских студентов Латинской Америки (FUSLA). Каждый год из Мексики в Израиль отправляются сотни молодых людей совершенствовать свой иврит и познать хоть немного Родину своих предков. Около 3200 мексиканских евреев репатриировались в Израиль за последние 20 лет.

CDI. Детские рисунки.

Мехико Сити. Centro Deportivo Israelita (CDI)

Эмблема социального Центра Israelita. Членский билет

Мне очень хочется рассказать вам о таких типичных, красочных богатых еврейских районах города Мехико, как colonia Polanco с её известными синагогами, colonia Hipodromo-Condesa, которая стала домом родным в 40-е годы для всех европейцев, говорящих на идиш, и о многих других еврейских кварталах, напоминающих о колониальной истории Мехико и испанской инквизиции. Всё это тесно связано с историей еврейского народа. В нашем туре «Еврейская цивилизация на земле ацтеков» вы сможете познакомиться с этими памятными удивительными местами, а также с выдающимися мексиканско -еврейскими художниками, скульпторами и архитекторами, чьи работы выставленны в самых известных картинных галереях Мексики и многих других стран. Конечно, эта тема не обойдёт великую Фриду Кало и её дом-музей, представляющий всю оригинальность её жизни.

Маргарита Турко
Апрель 2005